Мы рады приветствовать Вас
на сайте Слободской городской
библиотеки им. А. Грина!
Узнать больше (Из истории библиотеки)...

Вагино, как населенный пункт Слободского уезда, известен с середины 18-го века. Первоначально это была деревня Анфилатовская, позднее – деревня Вагинская.

С 1888 года, с открытием вагинского Троицкого прихода, выделившегося из шестаковского Благовещенского прихода, деревня получила статус села.

Престольный праздник Модестовская.

Село Вагино стояло на оживленном тракте, идущем от Слободского, Шестаково на село Сырьяны Никольское, далее на село Всехсвятское и далее на восток – Троицу, Воронье через Афанасьевские земли на Урал. Находилось на территории нынешнего Сырьянского сельского округа.

Во второй половине 80-х годов (18-й в.) его ( знаменитого слободского купца Ксенофонта Анфилатова) отец (Алексей Иванович Анфилатов) отошел от дел и поселился в родной деревне ( д. Вагинской Шестаковского тяглового стана  Слободского уезда), где принялся за постройку каменного храма. 10 сентября 1791г. он скончался и был погребен в ограде построенной им церкви. На могильной плите выбита надпись:

«…лежа безгласный камень сей мимоходящим объявляет…
Анфилатов Алексей… здесь в гробе почивает
деревни Вагинской жилец, потом был слободской купец
и бедным помогал в крестьянстве, и строил он храм святой,
две службы соверши в гражданстве, в год помер пятьдесят шестой…»

(Из очерка А.Маркова « Купец Анфилатов», Энциклопедия Земли Вятской, том 4 « История», стр.134)

Обширный приход Благовещенской церкви села Шестаково Слободского уезда река Вятка делила на две части: «сухопутную» (которая на той же стороне реки) и «заречную» (Вагинская сторона). Для прихожан  этой части река создавала массу неудобств, особенно в летнее время. И посещать церковные службы, при нужде доставлять сюда священнослужителей приходилось по воде.

Естественно, прихожане просили разрешения и, получив его, построили в 1879г. у себя, в деревне Вагинской, деревянную церковь во имя св.Троицы, которая была приписаны к Благовещенской церкви. Против открытия здесь самостоятельного  прихода сильно возражали шестаковские священники: они теряли 160 дворов, с тысячу прихожан.

Но в конце концов в 1888 г. вагинский Троицкий приход был открыт. В него передали 160 дворов, где проживало 699 человек муж.п. и 827 чел. жен.п.

Первым священником был назначен Гавриил Николаевич  Танаевский, 53-х лет, псаломщиком – Иван Александрович Петропавловский , 19-ти лет. Двухэтажный дом, построенный для них, они отдали под земскую начальную школу, которая открыта в селе 1 сентября 1887 г. Оба стали в ней учителями. Чуть позднее для школы построили отдельное здание, рассчитанное на обучение 20 мальчиков и 10 девочек.

К началу XX в. храм становится тесен. И в 1902 г. на деньги прихожан начали в Вагино строить новый большой каменный храм. Средств не хватало, стройка шла медленно.

Сдвиг произошел после прибытия в село сосланного сюда за политическую деятельность 40-летнего священника Михаила Стефановича Елабужского, блестяще образованного, энергичного, хозяйственного человека с большими связями. Он сумел привлечь не только сборы с прихожан, но и пожертвования, сделанные в Слободском и Вятке.

В самый канун 1912 г., наконец, новый храм был освящен самим епископом Вятским и Слободским Филаретом. В церкви имелось два престола: во имя св. Троицы и в честь Нерукотворного образа Спасителя.

В 1916 г. в селе Вагино было 3 двора духовных, где жило 14 человек, 29 дворов крестьянских (76 муж.п. и 88 жен.п.).

В конце 1914 г. сюда приехал служить священник Михаил Ветлужских, диаконом служил Симеон Лентьев. Они и встретили в селе 1917 г…

Из описания Вагинского прихода по состоянию на 1912 г.

Село Вагино. Расстояние от г. Вятки 82 вер., от Слободского - 49 верст. Есть часовня деревянная Вертихинская. Прихожан православных русских 1034 муж.п. и 11.68 жен.п. В приходе 41 селение.

Село расположено на высокой местности, среди небольших лесов, в двух вер. к  к югу от реки Вятки, на левом берегу ея.

В селе одна земская одноклассная школа.

Прихожане малоземельны, занимаются хлебопашеством, рубкою дров и сплавом их в г.Слобод­ской и Вятку.

В селе проживают фельдшер и акушерка. Волостное правление при селе. Пароходная пристань в г. Слободском, ж.-д. станция Ардаши в 60 вер. Село стоит на проселке.

В двух вер. от села на берегу Вятки у дер. Вердшининской (Силинцы) имеется старинная часовня, основанная, по преданию, с благословения преподобного Трифона Вятского на месте его оста­новки при путешествии с пермских краев в Хлынов.

В ВАГИНСКОМ сельсовете в 1929 г. были организованы такие колхозы: «Пятилетка» -дер. Скотово, Соколы, В. Паршино, белорусцы - всего вошло 46 хозяйств, «Звезда Востока» - с. Вагино и дер.Пеньково, 52 хоз., «Север» - Ларинцы, 42 хоз. В 1932 г. организованы колхозы «Силинский», «борец», «Пламя революции», «Красный воин». В 1933 г. - «Пашковский», «Стуколовский», в 1934 г. - «Савуненский», «Крас­ный коллективист», «Терехинский». К концу 1934 г. 12 колхозов (сельхозартелей) объединяли 412 крестьянских хозяйств, 27 деревень.

В августе 1936 г. райгазета «Знамя коллективизации» сообщала, что колхозник из «Звезды Востока» Матвей Николаевич Пысин 7 августа выжал на жатке 12,65 гектара ржи.

В селе Вагино работала неполная средняя школа. В нем размещался центр сельсовета, были клуб, библиотека, медпункт, ветеринарный участок, магазин, отделение связи.

Непродуманное укрупнение колхозов, объявление неперспективными многих сельских насе­ленных пунктов привели к тому, что на 1 июня 1978 г. в Вагинской стороне оставались лишь село Вагино, дер. Ларинцы, Сергинцы, Скотовы, Чумаки.

Когда упразднили сельсовет и в 1974 г. закрыли школу, в которой оставалось 16 учеников, по словам бывшего директора ее А.Ф.Тукмачева (ныне пенсионера, проживающего в пос.Дубровка) и бывшего бригадира колхоза «Вагинский» Л.И.Кашиной, в селе Вагино оставалось еще 8 дворов. Последняя семья Кашиных переехала в Сырьяны в 1979 г.

Ныне о бывшем селе напоминают тополя, черемухи, полуразвалившийся Троицкий храм да заросшее кладбище, где еще на некоторых плитах можно разобрать фамилию «Анфилатов».

Примечание: основной текст статьи взят из альманаха-сборника «Откуда мы родом?», изданного в г.Слободском в 2001 г. Составитель и автор -И.В.Порошин, историк-краевед, член Слободского регионального объединения краеведов «Уезд» г.Белая Холуница.