Мы рады приветствовать Вас
на сайте Слободской городской
библиотеки им. А. Грина!
Узнать больше (Из истории библиотеки)...

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»,
Институт искусств и дизайна
Курочкин М.В., доцент кафедры компьютерных технологий, искусствовед
Попова Н.В., пом. директора Института искусств и дизайна, к.и.н.

Жилой дом купца К. А. Анфилатова в г. Слободском как
уникальный образец провинциальной архитектуры

кон. XVIII – нач. XIX вв.

Обращение к теме провинциальной купеческой архитектуры в настоящее время приобретает особую актуальность. Обусловлено это несколькими обстоятельствами. С одной стороны, смена ценностных ориентиров 90-х гг. прошлого столетия привела к тому, что купеческое сословие провинции стало рассматриваться как социально-экономическое явление, как жизнь особого сословия деловых людей, с их интересами, потребностями, общественной и благотворительной деятельностью. Ныне мы можем признать, что до 1917 года слово «купечество» несло в себе нравственный заряд. Многие купцы были людьми высоконравственными и рассматривали свою деятельность не только как путь к личной наживе, но и как способ служения Богу и людям1. С другой стороны, огромный вскрывшийся пласт событий, фактов и явлений их жизни до сих пор остается мало исследованным. Одним из ярких примеров таких своеобразных «белых пятен» является купеческая архитектура, жемчужина которой – тема жилого провинциального зодчества. В данной статье речь пойдет об архитектурном памятнике г. Слободского – жилом доме купца I гильдии К.А.Анфилатова.

Слободской издавна славился купеческими фамилиями. Одна из них – Анфилатовы – это фамилия известная всей России благодаря торгово-предпринимательской деятельности К.А.Анфилатова. Он первым отправил торговые корабли в Америку через Атлантику. В 1809 году внес в Слободскую Думу известный капитал на открытие в г. Слободском общественного банка. По утверждении устава в 1810 году банк открыл свои действия2. Прославились Анфилатовы и своей благотворительной деятельностью.

Интересен своей архитектурой и историей дом Анфилатовых, построенный как один из первых каменных гражданских зданий в городе. В 1994 году исследователь-краевед А.В.Рева написал статью о своем открытии, где изложил довольно стройную концепцию местонахождения этого дома3.

Итак, в 1791 году по указу Екатерины II в Вятской губернии началась перестройка уездных городов под руководством губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Города, в соответствии с регулярными принципами организации архитектурного пространства, были разделены на прямоугольную сеть кварталов. Планировка домов тоже соответствовали новым принципам – утверждался стиль классицизм. Примечательно, что выдача проектов на строительство гражданских зданий, спроектированных Ф. М. Росляковым в г. Слободском, которых было составлено всего 174, началась еще с 1787 года4.

План «каменного двухэтажного дому …в улице Глазовской, идучи из города на правой стороне» К. А. Анфилатова был утвержден вятским наместником 13 мая 1791 года5. На этом же двором месте, но со стороны улицы Рождественской, были выстроены хлебные лавки и амбары. Рядом с Ксенофонтом Алексеевичем возвел свой новый дом и его дядя – Лука Анфилатов6.

Построенная на обширном месте усадьба была довольно просторной, с многочисленными надворными хозяйственными постройками, амбарами и лавками. Главное здание усадьбы предназначалось для размещения в квартальной застройке, и вместе с другими постройками придавало одной из старейших улиц г. Слободского весьма представительный и законченный вид.

1

План 1-го этажа

П-образный в плане, каменный, двухэтажный, объем главного здания усадьбы поставлен по красной линии улицы. Декор фасадов выдержан в классицистическом духе. Пышный декор главного уличного фасада составляют руст, графично прорисованные наличники, увенчанные, по четырем (из одиннадцати) центральным осям, треугольными сандриками. Ведущую роль играют лепные элементы, выполненные в лучших традициях «столичной» классической отделки фасадов с отголосками эклектики. Сочленён порядок отделки массивным итальянским рустом, поднятым от цоколя на 2/3 высоты первого этажа, служат основанием баз пилястр и спорят с легким «французским» декорированием остальной строительной массы. Прямоугольные окна, подчеркнуты подоконными фартуками и изящными подвесками различной формы широких сандриков. Проемы второго этажа забраны в наличники, а на боковых фасадах оформлены замковым камнем и подоконными прямоугольными лопатками. Оси подчеркнуты раскрепованными нишами с набрызгом нишами. Изящные пилястры композитного ордера членят объемы стен, на прясла, завершаемые тумбами и парапетным огражденьем в греческих мотивах. Обогащает убранство нарядный венчающий раскрепованный фриз, решенный в ренессансных традициях. Верхний этаж увенчан широким профилированным выносом.

Любое здание, как живой организм рождается, растет, изменяется, молодеет, стареет, ветшает и вновь хорошеет и поэтому, мы воспринимаем в том виде его, как оставили его строители, декораторы и художники в последний период перестройки. По методу отделки фасадов можно судить, что современный внешний облик здания был задан во второй трети XIXв. и дополнен в конце столетия. Декор здания пропитан античным мотивом, Acanthus mollis, Acanthus spinossus восходящим к эпохе гомеровского периода. Здесь мы сталкиваемся с непрерывными и упорядоченными колебаниями поверхности, где утрачивается исходная плоскость. Вместо ясного и легкого расслаивания поверхности мы видим единый мощный слой декора с нефиксированными верхним и нижним пределами проработки. Выявляется репрезентация монолитной толщи строительной массы. Поверхность, как бы, вовлечена в сферу пластики.

Западный (дворовый) объем здания дополнен антресольным полуярусом. Северное (дворовое) крыло здания акцентировано парадным входом с изящной в классических декоративных формах филенчатой дверью, обрамленной резной коробкой с мощным выносом сандрика на консолях. Зонты над входом, как привнесенная форма, в архитектуру усадьбы в кон. XIXв. органично усваивается структурой. Не чуждая, по сути, форма осваивается графическим контрастом в античных мотивах. Металлический декор проходит своеобразное слияние, выявляя свои чисто эстетические возможности Acanthus mollis, Acanthus spinossus и геометрических мотивов.

Некоторый провинциальный консерватизм композиционного мышления выплескивается в приверженности заказчика к «столичному образцу». Знаменательно, что устойчивость и «консерватизм» сформировал самобытный художественный образ кузнечных элементов здания. Особым художественным решением выделяются перила лестниц; свободный ассиметричный рисунок различных по форме спиралей, кованых листьев и вертикальных стержней подчинен S-образной линии – «beautiful line». Вертикальные стержни, наклон перил, спропорционированные размеры толщины полос и расстояние между ними создают ощущение свежести и прозрачности. Плоскость прясел решена в легких изящных мотивах по канонам ренессанса.

Планировка парадных и жилых помещений дома, построена по смешанному принципу анфилады и коридорной системы. Внутреннее убранство дома было весьма богато, но тонко выдержано в духе Русской усадьбы эпохи классицизма. Сохранившееся лепнина говорит о тонком вкусе хозяев и не желании следовать за изломами последующих стилистических преобразований в искусстве страны. Потолочные тяги, меандр и лепные розетки на месте крепления люстр изящно спропорционированы относительно объемов помещений. Наиболее репрезентативно убранство компартиментов второго этажа, стены, которых расчленены деталями различных ордеров и дополнены в некоторых случаях сандриками с волютами. Филенчатые двери комнат украшены резными элементами, обрамлены лепными или резными наличниками. Почти во всем здании пол выстлан наборным паркетом, а в прихожей кафелем Елабужской фабрики Ушкова. Печи и камины облицованы раппортными изразцами по моделям Витебского производства Б.Я.Лисовского – лучшего производителя печной керамики в Российской империи.

Дом долгое время сохранялся в хорошем состоянии, в основном, благодаря тому, что в нем располагался райисполком и горком партии7. После войны, когда дом переводили с печного отопления на центральное, красивые печные изразцы были частично утрачены. Утрачены и массивные оконные рамы. В настоящее время в доме располагается Дом детского творчества.

2

Кованые перила парадной лестницы

 3


4 

Изразцовый камин Входная группа

1 Емеличев В. Благословение современному купечеству // Московский церковный вестник. –1992. –№7.

2 Купечество вятское. Из истории торговли, предпринимательства и благотворительности. – Киров-Вятка, 1999.–С.167.

3 Рева А.В. Спасти дом Анфилатова! //Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной конференции «История и культура Вятского края». – Киров, 1994. –с. 505-507.

4 Тинский А.Г.Первый вятский губернский архитектор Ф.М.Росляков // Энциклопедия земли Вятской. Архитектура. – Т.5 –.Киров, 1996. –с.141.

5 Марков А.А. Купец Анфилатов // Энциклопедия земли Вятской. История. – Т.4 –.Киров, 1995. –с.135.

6 Там же. –с.135.

7 Рева А.В. Спасти дом Анфилатова! //Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной конференции «История и культура Вятского края». – Киров, 1994. –с. 507.