Мы рады приветствовать Вас
на сайте Слободской городской
библиотеки им. А. Грина!
Узнать больше (Из истории библиотеки)...

1

Тема заседания мартовского клуба «Библиофил» звучала так: « Железная дорога Вятка – Слободской». Всем собравшимся в этот день в зале ведущий специалист Государственного архива социально-политической истории Кировской области Жаравин Владимир Сергеевич давно известен своими интересными докладами и историческими находками. Над данной темой он работал не один год, собрал уникальные документальные материалы о строительстве железной дороги в Кировской области. Сейчас готовится к изданию его новая книга.

Необходимость создания междугородней железной дороги была очевидна, т.к. сообщение между Вяткой и Слободским в начале XIX века было возможно только на лошадях и водным путем, что не всегда было удобно. Начали строить дорогу с двух сторон в 1906 году. Строительство велось на долевых началах и продвигалось медленно из-за недостаточного финансирования.

С началом Первой мировой войны строительство и вовсе прекратилось. Но возобновилось ускоренными темпами после революции 1917года, в Гражданскую войну, когда возникла необходимость в перевозках для снабжения фронта боеприпасами. Рабочих рук в то время отчаянно не хватало, поэтому вербовали на строительство за большие пайки. Примерно к 1922 году железная дорога была построена, но после окончания Гражданской войны она мало эксплуатировалась. Кроме грузовых перевозок осуществлялись пассажирские перевозки. Окончательно железная дорога была достроена в 30-х годах.

После пуска в эксплуатацию моста через Вятку (в 1962 году) и ещё несколько десятилетий после этого дорогу использовали для пассажирских перевозок между Кировом и Слободским. В связи с появлением автомобильного транспорта примерно в 1967 году необходимость в ней утратилась окончательно. Здание вокзала и других привокзальных служб постепенно разрушались и до наших дней не сохранились.

Так закончилась еще одна страница в истории железнодорожного транспорта нашего края.

Слушатели с вниманием выслушали данное сообщение, докладчику задавали много уточняющих и дополнительных вопросов по этой редкой теме.

Интересной информацией поделился с собравшимися С. А. Пленкин.

Он отыскал документальные материалы о том, что в селе Ильинском Слободского уезда изготовлялись основные части известной в своё время «трёхлинейки» - винтовки капитана Мосина, которой в 2016 году исполняется 125 лет.

С винтовкой Мосина русский солдат прошел несколько войн первой половины ХХ века: русско-японскую, первую мировую, гражданскую, финскую и вторую мировую.

trehlinejnaya-vintovka-mosina

В 1891 году в село Ильинское прибыли вместе со своими семьями мастеровые люди Тульского оружейного и Сестрорецкого инструментального заводов. Всего грамотных оружейных кузнецов было 381 человек, работали на дому, используя местное сырье - металл Белохолуницких заводов.

В год изготовлялось до 360000 стволов и ствольных коробок для «трехлинеек», а также штыков. Все изготовленные полуфабрикаты отправлялись на Тульский оружейный завод, где производилась окончательная сборка. Доставка осуществлялась до г. Вятки - летом на судах «коломенках», далее пароходом, зимой – гужом до города, где возможно складировалась.

После перевооружения армии потребность в винтовке Мосина отпала, и к 1905 году производство в Ильинской волости было закрыто, большая часть мастеровых уехали в родные места, остальные – перебрались на Ижевский завод, немногие – остались в Ильинском по разным причинам, в основном по возрасту.

Только после Победы, в 1945 году, винтовка Мосина заняла свое место в музее, а ее создателю поставили памятник в Туле – городе оружейников и мастеров. Об Ильинской волости Слободского уезда Вятской губернии, естественно, никто и не вспомнил.

Но сейчас, благодаря разысканиям краеведа С.А. Пленкина, этот факт истории нашей малой Родины через много лет стал известен слобожанам.

С. Перешеина, гл. библиотекарь